Большинство россиян не почувствовали серьезных изменений после ухода западных компаний с рынка. Об этом свидетельствуют данные опроса ВЦИОМ.
Так, 65% респондентов признались, что приостановка работы иностранных брендов никак не повлияла на них и их семьи.
При этом 30% россиян все еще сожалеют об уходе зарубежных фирм — примерно столько же, сколько и три года назад. Чаще всего люди вспоминают бренд IKEA, иностранные автоконцерны и рестораны McDonald’s.
Примечательно, что 61% опрошенных уверены, что российские производители смогли заменить большинство ушедших брендов.
Эксперты отмечают, что адаптация к новым условиям в целом прошла успешно, хотя в некоторых сферах сохраняются локальные дефициты.
Показательно, что снизились и негативные ожидания. В 2022 году 12% граждан опасались, что уход иностранных компаний серьезно скажется на их жизни, а в 2025 году таких оказалось только 6%.
Кроме того, 45% россиян заявили, что не переживают из-за ухода иностранных брендов вовсе, а 10% признались, что впервые слышат об их приостановке.