В период пандемии COVID-19 и действия санкций российские промышленные предприятия смогли увеличить объем продаж в несколько раз. К такому выводу пришли ученые Уральского федерального университета (УрФУ) и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), сообщил ТАСС.
Особенно хороший результат показали компании, сумевшие быстро наладить поставки сырья из-за рубежа.
Главным партнером России в торговле стал Китай, а не страны Евросоюза, как это было раньше. Кроме того, заметно вырос импорт из Центральной Азии, Индии и Турции — в 2-3 раза.
Ученые также пришли к выводу, что быстрее других перестроились предприятия приграничных регионов и те, у кого и ранее были развитые связи с Китаем. Для компаний из других регионов логистика остается серьезным препятствием.
Финансовая поддержка от государства не повлияла на выручку, зато организационные меры в виде юридической помощи и различных консультаций помогли бизнесу найти новых поставщиков.
В 2022 году рентабельность снизилась из-за роста издержек, но все же осталась выше, чем до пандемии. Уже в 2023 году она восстановилась, а в машиностроении даже выросла благодаря импортозамещению и гособоронзаказу.
Большинство предприятий при переходе на китайских поставщиков не заметили ухудшения качества продукции.